Сообщение Ирина С. » 04 май 2017, 12:41
Здравствуйте, Ино!
Я думаю, что относительно причин Вашей проблемы, Вы мыслите в правильном направлении. Скорее всего "блок" действительно обусловлен детской травмой, особой ситуацией развития, ведь с письменной речью я проблем никаких не вижу: богатый словарный запас, грамотные формулировки, а способность к лаконичной и при этом точной подаче информации, в некоторых случаях, скорее можно отнести к достоинствам, нежели к недостаткам. Многим моим письменным клиентам есть чему у Вас поучиться)))
Однако "зажимы" при "реальном" общении, действительно может сильно усложнять жизнь. Конечно детские травмы нуждаются в тщательной проработке, это достаточно долгая и кропотливая работа с психологом и ОБЯЗАТЕЛЬНО в очном формате. Для Вас, в особенности, важен именно очный формат. Ведь даже само по себе проговаривание своих мыслей, вербализация эмоций в располагающей к этому, "поддерживающей" обстановке с большой долей вероятности позволит Вам улучшить навыки устной речи. Еще, я думаю, с учетом ограниченности контактов, для Вас была бы полезна групповая работа, например, любой тренинг по развитию речи. Поскольку Ваш муж всячески поддерживает Вас в желании "научиться говорить", наверное, можно обсудить с ним возможность посещения Вами психолога или тренинга, как думаете?
Что мы с Вами можем сделать в дистанционном формате....На самом деле не много. Чтобы начать свободно говорить нужно......говорить. Даже разговоры с опытным психологом по телефону или скайпу могли бы быть Вам полезны. Можно, к примеру, периодически звонить на наш бесплатный скайп доверия (pomogaya-drugim), с 12 до 15 по МСК. Лучше начать прямо сейчас, т.к. с июня наши "телефонисты" уйдут в отпуск. Я со своей стороны могу предложить Вам несколько несложных, достаточно распространенных упражнений для аутотренинга. Вы можете выбрать то, что больше подходит именно Вам. Я бы рекомендовала Вам обратить внимание на упражнение с диктофоном (или камерой), т.к. из письма видно, что это для Вас проблемная зона:
1. Увеличение запаса слов. Необходим текст и словарь. Цель – заменить на синонимы все слова. Можно выбрать слова одной части речи, например, существительные, и подобрать им замену. Эффективнее будет проработать таким образом весь текст по всем словам. Упражнение повторить с использованием 3 или 4 текстов. Такой тренинг поможет значительно пополнить словарный запас, усовершенствовать знание русского языка.
2. Составление рассказа по нескольким основным словам. Необходимо выбрать 5 слов, не связанных между собой. Лучше всего выбрать из любой книги с разных страниц наугад, закрыв глаза, ткнуть пальцем. Имеющиеся слова принимаются за основу повествования, опираясь на них, надо сочинить текст и проговорить его вслух. Время одного рассказа – приблизительно 3 минуты. Всего текстов должно быть не менее 3. Благодаря данному упражнению прекрасно развивается образное мышление, приобретается навык логических построений.
3. Разговор со своим отражением. Необходимо встать перед зеркалом и проговаривать любые слова. Это могут быть отдельные, не связанные между собой части речи, предложения либо можно воспользоваться текстами из упражнения № 2. Смысл этого тренинга – в придании различных эмоций одному и тому же слову (предложению) и внимательном наблюдении за своей мимикой. Какое выражение лица больше подходит в том или ином случае, располагает или отталкивает, как придать больше чувств или, наоборот, снизить эмоциональную окраску проговариваемого. С помощью такого упражнения вырабатывается привычка контролировать мимику и интонации при любом разговоре, появляется умение придавать нужную эмоциональную окраску своим словам.
4. Запись своей речи. Для выполнения потребуется диктофон. Необходимо записать свою речь в виде обращений, рассказов, вопросов. Потом внимательно прослушать все записи и проанализировать по следующим критериям: — нравится ли мне речь; — понравится ли окружающим, по моему мнению. Для упражнения можно использовать стихотворения и рассказы, выученные и пересказанные, или прочитанные с источника. Такой анализ поможет услышать сильные и слабые стороны речи, понять, над чем стоит еще поработать, обогатить словарный запас. Встречающиеся, незнакомые или трудные для произношения слова лучше записывать в тетрадь, выделяя ударения.
5. Диалог. Для выполнения задания потребуется еще один человек, готовый выступить в роли собеседника. Диалог можно строить на основе упражнения на составление рассказов по нескольким словам (их может быть как 2, так и 10) или же заранее выбрать тему, составить план разговора. Основная задача – выработать умения увлечь собеседника, пробудить интерес, удерживать его внимание не менее 5 минут. Подобных диалогов надо провести не менее 3, с полной заинтересованностью в них вашего визави.
С уважением, психолог-консультант проекта "Помогая другим - помогаешь себе" Ирина С.